вторник, 21 марта 2017 г.

Крашенинников внес свою лепту в борьбу с "карманными юристами" следствия


Глава думского комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников внес на рассмотрение нижней палаты закон, которым предусматривается введение единого порядка оказания юрпомощи юристами, участвующими в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению.
Сейчас, согласно закону "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (подп. 5 п. 3 ст. 31), этот порядок определяется рекомендациями адвокатских палат субъектов РФ. Вследствие этого, отмечает Крашенинников в пояснительной записке к закону, в стране отсутствует единообразный порядок деятельности защитников по назначению – в каждом регионе он "имеет свои особенности".
Вместе с тем в президентских поправках в УПК, которые Государственной дума 7 марта приняла в первом чтении (см. "Президентские поправки в УПК в защиту юристов прошли первое чтение"), содержится положение о том, что порядок назначения защитника дознавателем, следователем либо судом определяется советом Федеральной палаты юристов (ст. 50 УПК). Поэтому Крашенинников предлагает прописать в законе об адвокатуре (п. 3 ст. 37), что порядок оказания юрпомощи юристами по назначению будет устанавливать совет ФПА. Наряду с этим рекомендации адвокатских палат субъектов РФ должны будут организовывать оказание юрпомощи защитниками в соответствии с этим порядком.
Согласно точки зрения депутата, принятие поправок повысит уровень качества юрпомощи, оказываемой юристами по назначению, и обеспечит единообразное регулирование этого вида адвокатской деятельности по всей стране. А это, со своей стороны, окажет помощь действеннее реализовывать право, закрепленное в конституции каждого гражданина на получение квалифицированной юрпомощи.

ФПА: "Неожиданность для адвокатуры, но это лучше, чем госрегулирование"

Аккуратный вице-президент ФПА Андрей Сучков объявил, что предлагаемое новшество - неожиданность для адвокатуры, но это определенно лучше, чем государственное регулирование. "Право региональных адвокатских палат самим устанавливать порядок участия юристов в защите по назначению существует практически 15 лет, т. е. с момента вступления в силу закона об адвокатуре. В силу различных условий осуществления адвокатской деятельности в регионах, иногда очень значительных, и сложившихся десятилетиями механизмов распределения дел по назначению с учетом местных условий, существование этих полномочий значительно уместнее поэтому у советов региональных не сильный", – пояснил он.
Наряду с этим Сучков сказал, что не смотря на то, что большая часть советов АП и приняли решения, согласно которым дела по назначению удачно распределяются среди юристов и ведется контроль за этим, имеется палаты, где рекомендации не проводят такую работу. Это и стало причиной очень страшную для адвокатуры, как считает Сучков, идею передать указанные полномочия стране в лице правительства. "К счастью, законодатель принял в работу альтернативное предложение – передать права организации защиты по назначению в ФПА", – отметил аккуратный вице-президент палаты. Согласно его точке зрения, с позиций страны подобный подход в полной мере адекватен: в случае если за полтора десятка лет с этой задачей не сумели совладать все региональные АП, то пускай этим займется совет ФПА. "Так что инициированный закон, хоть и не вызывает особенной эйфории, все же не катастрофичен, потому, что оставляет полномочия определения порядка защиты по назначению в ведении адвокатуры, пускай и в менее демократичном аспекте – методом передачи их из регионов в центр", – резюмировал Сучков.

Разработку стандартов лучше дать на откуп самим юристам

Юрист АБ "Забейда, Касаткин, Саушкин и партнеры" Андрей Гривцов, со своей стороны, положительно оценивает предлагаемые поправки. Согласно его точке зрения, в вопросах работы юристов по назначению в далеком прошлом пора навести порядок. "Сейчас единый подход к оценке стандартов работы юристов по назначению отсутствует, и любая адвокатская палата субъекта РФ решает этот вопрос по-своему, – также напоминает Гривцов. – Наряду с этим где-то планомерная работа с так называемыми "карманными юристами" ведется, а где-то, не обращая внимания на остроту вопроса, он, к сожалению, не решается. Полагаю, что ФПА по силам взять этот вопрос в свои руки и решить проблему, которая приносит довольно много вреда вопросу защиты прав и законных интересов наших доверителей".
"Положительно я оцениваю и обстановку, когда разработка аналогичных стандартов дана на откуп самим юристам в лице ФПА, а государство будет так же, как и прежде дистанцироваться от формализации и регулирования адвокатской деятельности, не смотря на то, что, как мне известно, альтернативный вариант концепции предусматривал возможность регулирования деятельности юристов по назначению со стороны правительства", – подытожил Гривцов.

Отпор "карманным юристам" следствия

Поправки в УПК, инициированные президентом, предусматривают, что органы предварительного следствия и суд должны будут учитывать принятый АП порядок участия юриста в уголовных делах в качестве защитника по назначению. Это должно искоренить ситуации, когда следствие игнорирует решения органов адвокатского самоуправления и назначает юристов "вопреки интересам подозреваемых и обвиняемых", говорится в пояснительной записке к закону. Вместе с тем в некоторых региональных палатах таковой порядок отсутствует, а в остальных они разнятся. Закон Крашенинникова унифицирует работу юристов по назначению.
Помимо этого, такая мера разрешит бороться с "карманными юристами" следствия, подчеркивает Артем Каракасиян, юрист, начальник практики права и процесса "Инфралекс". "Не секрет, что привлечение следователями "своих" юристов, особенно на начальных стадиях процесса, поставлено практически на поток и превратилось в мелкий бизнес, – продолжает юрист. – Следователи могут оформлять процессуальные документы любым удобным для себя образом, а "карманные" юристы получают постоянный источник дохода. Обычно такие документы позже являются единственной основной обвинения". Региональные АП пробовали бороться с этим, накладывая санкции на юристов, которые нарушали порядок привлечения к делу прокуратурой и милицией, но вполне искоренить эту порочную практику не сумели. Предложенные поправки окажут помощь поменять обстановку, заключает Каракисиян (см. "Допуск в СИЗО и запрет обысков: чем юристам окажут помощь президентские поправки в УПК").

На примере одной адвокатской палаты

"Самарскому опыту борьбы с "карманными" юристами исполнилось 10 лет, – говорит Татьяна Бутовченко, президент палаты юристов Самарской области (ПАСО). – В 2002–2006 годах мы применяли все формы контроля за излишне тесными неформальными отношениями "следователь – юрист". Никакая строгость дисциплинарного наказания не останавливала недобросовестного рвения стремительного получения "шальных денег". Поверьте, это миф, что все "бесплатные" юристы бедствуют. Честные и принципиальные вправду еле сводят концы с концами, но кое-какие – "истинно карманные" – получают по 150 000–200 000 и более тысяч рублей в месяц. Часть полученных по распоряжениям следователей денег возвращаются им в виде "отката".
В 2006 году следственное управление УВД Самарской области с подачи ПАСО издало приказ, обязавший всех начальников следственных отделов снабжать участие юристов в делах по назначению в порядке, определяемом советом региональной палаты юристов, отмечает Бутовченко. Опыт централизованного распределения дел по назначению реализован в немногих адвокатских палатах, но в любых ситуациях он успешен, додаёт президент ПАСО.
"Мировой опыт основан на изъятии функции выбора защитника из ведения и правоприменителей (судей, следователей, прокуроров), и органов адвокатского самоуправления методом создания независимого государственного вполне компьютеризированного центра распределения дел, в которых за участие юриста платит государство, – говорит Бутовченко. – Мысль создания Центра субсидированной помощи ПАСО появилась из двух поездок в Нидерланды и сейчас удачно реализована в Самаре. Содержание Центра СЮП обходится самарским юристам почти в 2 миллионов рублей. в год: это семь координаторов – техработников, не юристов, распределяющих приблизительно по 5000 требований в месяц среди 600 юристов, добровольно участвующих в системе. Численность ПАСО – 1850 юристов. Подобный опыт, помимо Самары, имеют Петербург, Калининград, Пермь, Чебоксары, Курган, Ставрополь и другие регионы".

Прочтите также полезный материал в сфере контракт. Это возможно может быть небезынтересно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий